МБОУ «Центр образования №7 им. Дунина-Горкавича А.А.»
628007, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Ханты-Мансийск, улица Строителей, дом 90б
  • Информационная безопасность

    Информационная безопасность в образовательном процессе.

    В современной школе информация, информационная инфраструктура – один из главных компонентов учебного процесса. Учебные классы оснащаются компьютерной техникой и её качественное бесперебойное функционирование существенно определяет качество полученных знаний, способствует формированию профессиональных компетенций учащихся.

    Проблема информационной безопасности образовательного учреждения, школьников в ней – одна из самых актуальных на современном этапе. Растёт количество угроз из Интернета, изменяется нормативно-правовая база, соответственно реалиям времени меняются и методы обеспечения информационной безопасности учебного процесса. 

    Общими мерами по созданию безопасной информационной системы в школе являются:

    1. Защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, атаки хакеров и т. д.)
    2. Использование  контентной фильтрации Интернета,  для фильтрации сайтов с одержимым, далёким от задач образования.
    3. Обучение детей основам информационной безопасности, воспитание информационной культуры.

    Педагогам

    Инструкция для сотрудников образовательных учреждений о порядке действий при осуществлении контроля использования обучающимися сети Интернет

    1. Настоящая инструкция устанавливает порядок действий сотрудников образовательных учреждений при обнаружении:

    • обращения обучающихся к контенту, не имеющему отношения к образовательному процессу;
    • отказа при обращении к контенту, имеющему отношение к образовательному процессу, вызванного техническими причинами.

    2. Контроль использования обучающимися сети Интернет осуществляют:

    • во время занятия — проводящий его преподаватель и (или) работник ОУ, специально выделенный для помощи в проведении занятий;
    • во время использования сети Интернет для свободной работы обучающихся - сотрудник ОУ, назначенный руководителем ОУ в установленном порядке.

    3. Преподаватель:

    • определяет время и место работы обучающихся в сети Интернет с учетом использования в образовательном процессе соответствующих технических возможностей, а также длительность сеанса работы одного обучающегося;
    • наблюдает за использованием обучающимися компьютеров и сети Интернет;
    • способствует осуществлению контроля объемов трафика ОУ в сети Интернет;
    • запрещает дальнейшую работу обучающегося в сети Интернет на уроке (занятии) в случае нарушения им порядка использования сети Интернет и предъявляемых к обучающимся требований при работе в сети Интернет;
    • доводит до классного руководителя информацию о нарушении обучающимся правил работы в сети Интернет;
    • принимает необходимые меры по пресечению обращений к ресурсам, не имеющим отношения к образовательному процессу.

    4. При обнаружении ресурса, который, по мнению преподавателя, содержит информацию, запрещенную для распространения в соответствии с законодательством Российской Федерации, или иного потенциально опасного для обучающихся контента, он сообщает об этом лицу, ответственному за работу Интернета и ограничение доступа.

    5. В случае отказа доступа к ресурсу, разрешенному в ОУ, преподаватель также сообщает об этом лицу, ответственному за работу Интернета и ограничение доступа.

    Методические и справочные материалы

    Интернет ресурсы по информационной безопасности для детей, родителей, педагогов:

    • https://персональныеданные.дети  (информационно-развлекательный портал для детей);
    • https://pd.rkn.gov.ru (портал  персональных данных Уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных, раздел  «Мультимедиа»  -  видеоматериалы для проведения  уроков по вопросам защиты персональных данных);
    • https://72.rkn.gov.ru/directions/pp/p25264/  (официальный  сайт Управления,  раздел  «Направления  деятельности/Персональные данные/Защита прав субъектов персональных данных»  -  буклеты, памятки о защите персональных данных).
    • https://kids.kaspersky.ru/ Сайт лаборатории Касперского. работает по принцпипу блога и СМИ одновременно: публикует новости, касающиеся безопасности детей в Сети, советы родителям, а также реальные истории, которые произошли с детьми и подростками в интернет-пространстве
    • http://detionline.com Линия помощи Дети онлайн. Проект помогает детям, а также их родителям и педагогам сориентироваться в интернет-пространстве и получить психологические и информационные консультации, советы и рекомендации. На сайте есть путеводитель по правилам безопасности в Сети с глоссарием, определяющим понятия кибербуллинг, груминг и интернет-зависимость.
    • Центр безопасности Google. Сборник теоретических знаний о детской безопасности в Сети. Содержит простые советы, а также инструкции, позволяющие настроить фильтрацию нежелательного контента для детей в магазине приложений Google Play, видеохостинге YouTube, поиске Google.
    • Проект "Сетевичок" http://сетевичок.рф - сайт, на котором можно узнать не только о безопасности в сети на понятном и доступном языке, но и при возникновении критической ситуации обратиться за советом. Консультанты в режиме online окажут экспертную помощь и помогут решить проблемы школьника в киберпространстве
    • Сайт для детей по вопросам защиты персональных данных http://персональныеданные.дети
    • http://www.saferunet.ru - Центр Безопасного Интернета в России. Сайт посвящен проблеме безопасной, корректной и комфортной работы в Интернете. А конкретнее – он занимаемся Интернет-угрозами и эффективным противодействием им в отношении пользователей. Центр был создан в 2008 году под названием «Национальный узел Интернет-безопасности в России».
    • http://www.friendlyrunet.ru - Фонд «Дружественный Рунет». Главной целью Фонда является содействие развитию сети Интернет как благоприятной среды, дружественной ко всем пользователям. Фонд поддерживает проекты, связанные с безопасным использованием интернета, содействует российским пользователям, общественным организациям, коммерческим компаниям и государственным ведомствам в противодействии обороту противоправного контента, а также в противодействии иным антиобщественным действиям в Сети. Фонд «Дружественный Рунет» реализует в России комплексную стратегию в области безопасного использования интернета. Основными проектами Фонда являются: Горячая линия по приему сообщений о противоправном контенте, специализированная линия помощи для детей «Дети онлайн» и просветительские проекты.
    • http://www.fid.su/projects/saferinternet/year/hotline/ - Линия помощи «Дети онлайн». Оказание психологической и практической помощи детям и подросткам, которые столкнулись с опасностью или негативной ситуацией во время пользования интернетом или мобильной связью. Линия помощи "Дети онлайн" является первым и единственным такого рода проектом в России и реализуется в рамках Года Безопасного Интернета в России.
    • http://i-deti.org/ портал «Безопасный инет для детей», ресурсы, рекомендации, комиксы
    • "Основы безопасности детей и молодежи в Интернете" — интерактивный курс по Интерент-безопасности. http://laste.arvutikaitse.ee/rus/html/etusivu.htm

    Важные информационно-образовательные ресурсы:

    • ​Департамент образования Администрации Ханты-Мансийска - www.admhmansy.ru
    • Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации (минобрнауки.рф) - https://minobrnauki.gov.ru/?&/
    • Федеральный портал "Российское образование" - http://www.edu.ru
    • Департамент образования и молодёжной политики ХМАО-Югры https://depobr.admhmao.ru/
    • Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" - http://window.edu.ru
    • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов -http://school-collection.edu.ru
    • Перспективное детство Югры - http://oldpdugra.rcsur.ru/
    • Федеральный институт педагогических измерений - http://www.fipi.ru/
    • Уполномоченный по правам ребенка в Ханты-Мансийском автономном округе - https://upr.admhmao.ru/
    • Официальный информационный портал единого государственного экзамена - http://ege.edu.ru/
    • Портал для ответственных мам и пап «Я – родитель» - http://www.ya-roditel.ru
    • Российская национальная библиотека - http://www.nlr.ru/

    Методические и справочные материалы

    ЦИКЛ ВИДЕОУРОКОВ "ЗАЩИТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ"

    Защита персональных данных. Урок №1: https://youtu.be/pUUJRr7f9eo

    Защита персональных данных. Урок №2: https://youtu.be/pPe-jJ3vfhE

    Защита персональных данных. Урок №3: https://youtu.be/okujMLQUgyk

    Защита персональных данных. Урок №4: https://youtu.be/7A4O4Muhn4U

    Защита персональных данных. Урок №5: https://youtu.be/SSffSUbrFrs

    Защита персональных данных. Урок №6: https://youtu.be/OJ_ivKMkOqg

    Защита персональных данных. Урок №7: https://youtu.be/7bRVv7LyYH0

    Защита персональных данных. Урок №8: https://youtu.be/5Zh6Buy2OgQ

    Правила использования сети Интернет​


    Правила использования сети Интернет в общеобразовательном учреждении:

    1. Общие положения
    1.1. Использование сети Интернет в образовательном учреждении направлено на решение задач учебно-воспитательного процесса.
    1.2. Настоящие Правила регулируют условия и порядок использования сети Интернет в образовательном учреждении (ОУ).
    1.3. Настоящие Правила имеют статус локального нормативного акта образовательного учреждения.

    2. Организация использования сети Интернет в общеобразовательном учреждении
    2.1. Вопросы использования возможностей сети Интернет в учебно-образовательном процессе рассматриваются на педагогическом совете ОУ. Педагогический совет утверждает Правила использования сети Интернет на учебный год. Правила вводятся в действие приказом руководителя ОУ.
    2.2. Правила использования сети Интернет разрабатывается педагогическим советом ОУ на основе примерного регламента самостоятельно либо с привлечением внешних экспертов, в качестве которых могут выступать:

    • преподаватели других образовательных учреждений, имеющие опыт использования Интернета в образовательном процессе;
    • специалисты в области информационных технологий;
    • представители органов управления образованием;
    • родители обучающихся.

    2.3. При разработке правил использования сети Интернет педагогический совет руководствуется:

    • законодательством Российской Федерации;
    • опытом целесообразной и эффективной организации учебного процесса с использованием информационных технологий и возможностей Интернета;
    • интересами обучающихся;
    • целями образовательного процесса;
    • рекомендациями профильных органов и организаций в сфере классификации ресурсов Сети.

    2.4. Руководитель ОУ отвечает за обеспечение эффективного и безопасного доступа к сети Интернет в ОУ, а также за выполнение установленных правил. Для обеспечения доступа участников образовательного процесса к сети Интернет в соответствии с установленным в ОУ правилами руководитель ОУ назначает своим приказом ответственного за организацию работы с Интернетом и ограничение доступа.

    2.5. Педагогический совет ОУ:

    • принимает решение о разрешении/блокировании доступа к определенным ресурсам и (или) категориям ресурсов сети Интернет;
    • определяет характер и объем информации, публикуемой на интернет-ресурсах ОУ;
    • дает руководителю ОУ рекомендации о назначении и освобождении от исполнения своих функций лиц, ответственных за обеспечение доступа к ресурсам сети Интернет и контроль безопасности работы в Сети;

    2.6. Во время уроков и других занятий в рамках учебного плана контроль использования обучающимися сети Интернет осуществляет преподаватель, ведущий занятие.

    При этом преподаватель:

    • наблюдает за использованием компьютера и сети Интернет обучающимися;
    • принимает меры по пресечению обращений к ресурсам, не имеющим отношения к образовательному процессу.

    2.7. Во время свободного доступа обучающихся к сети Интернет вне учебных занятий, контроль использования ресурсов Интернета осуществляют работники ОУ, определенные приказом его руководителя.
    Работник образовательного учреждения:

    • наблюдает за использованием компьютера и сети Интернет обучающимися;
    • принимает меры по пресечению по пресечению обращений к ресурсам, не имеющих отношения к образовательному процессу;
    • сообщает классному руководителю о преднамеренных попытках обучающегося осуществить обращение к ресурсам, не имеющим отношения к образовательному процессу.

    2.8. При использовании сети Интернет в ОУ обучающимся предоставляется доступ только к тем ресурсам, содержание которых не противоречит законодательству Российской Федерации и которые имеют прямое отношения к образовательному процессу. Проверка выполнения такого требования осуществляется с помощью специальных технических средств и программного обеспечения контентной фильтрации, установленного в ОУ или предоставленного оператором услуг связи.

    2.9. Пользователи сети Интернет в ОУ должны учитывать, что технические средства и программное обеспечение не могут обеспечить полную фильтрацию ресурсов сети Интернет вследствие частого обновления ресурсов. В связи с этим существует вероятность обнаружения обучающимися ресурсов, не имеющих отношения к образовательному процессу и содержание которых противоречит законодательству Российской Федерации. Участникам использования сети Интернет в ОУ следует осознавать, что ОУ не несет ответственности за случайный доступ к подобной информации, размещенной не на интернет-ресурсах ОУ.

    2.10. Отнесение определенных ресурсов и (или) категорий ресурсов в соответствующие группы, доступ к которым регулируется техническим средствами и программным обеспечением контентной фильтрации, в соответствии с принятыми в ОУ правилами обеспечивается работником ОУ, назначенным его руководителем.

    2.11. Принципы размещения информации на интернет-ресурсах ОУ призваны обеспечивать:

    • соблюдение действующего законодательства Российской Федерации, интересов и прав граждан;
    • защиту персональных данных обучающихся, преподавателей и сотрудников;
    • достоверность и корректность информации.

    2.12. Персональные данные обучающихся (включая фамилию и имя, класс/год обучения, возраст, фотографию, данные о месте жительства, телефонах и пр., иные сведения личного характера) могут размещаться на интернет-ресурсах, создаваемых ОУ, только с письменного согласия родителей или иных законных представителей обучающихся. Персональные данные преподавателей и сотрудников ОУ размещаются на его интернет-ресурсах только с письменного согласия лица, чьи персональные данные размещаются.

    2.13. В информационных сообщениях о мероприятиях, размещенных на сайте ОУ без уведомления и получения согласия упомянутых лиц или их законных представителей, могут быть указаны лишь фамилия и имя обучающегося либо фамилия, имя и отчество преподавателя, сотрудника или родителя.

    2.14. При получении согласия на размещение персональных данных представитель ОУ обязан разъяснить возможные риски и последствия их опубликования. ОУ не несет ответственности за такие последствия, если предварительно было получено письменное согласие лица (его законного представителя) на опубликование персональных данных.

    3. Использование сети Интернет в образовательном учреждении
    3.1. Использование сети Интернет в ОУ осуществляется, как правило, в целях образовательного процесса.
    3.2. По разрешению лица, ответственного за организацию в ОУ работы сети Интернет и ограничение доступа, преподаватели, сотрудники и обучающиеся вправе:

    • размещать собственную информацию в сети Интернет на интернет-ресурсах ОУ;
    • иметь учетную запись электронной почты на интернет-ресурсах ОУ.

    3.3. Обучающемуся запрещается:

    • обращаться к ресурсам, содержание и тематика которых не допустимы для несовершеннолетних и/или нарушают законодательство Российской Федерации (эротика, порнография, пропаганда насилия, терроризма, политического или религиозного экстремизма, национальной, расовой и т.п. розни, иные ресурсы схожей направленности);
    • осуществлять любые сделки через Интернет;
    • осуществлять загрузки файлов на компьютер ОУ без специального разрешения;
    • распространять оскорбительную, не соответствующую действительности, порочащую других лиц информацию, угрозы.

    3.4. При случайном обнаружении ресурса, содержание которого не имеет отношения к образовательному процессу, обучающийся обязан незамедлительно сообщить об этом преподавателю, проводящему занятие. Преподаватель обязан зафиксировать доменный адрес ресурса и время его обнаружения и сообщить об этом лицу, ответственному за работу локальной сети и ограничение доступа к информационным ресурсам.

    Ответственный обязан:

    • принять информацию от преподавателя;
    • направить информацию о некатегоризированном ресурсе оператору технических средств и программного обеспечения технического ограничения доступа к информации (в течение суток);
    • в случае явного нарушения обнаруженным ресурсом законодательства Российской Федерации сообщить о нем по специальной «горячей линии» для принятия мер в соответствии с законодательством Российской Федерации (в течение суток).

    Передаваемая информация должна содержать:

    • доменный адрес ресурса;
    • сообщение о тематике ресурса, предположения о нарушении ресурсом законодательства Российской Федерации либо его несовместимости с задачами образовательного процесса;
    • дату и время обнаружения;
    • информацию об установленных в ОУ технических средствах технического ограничения доступа к информации.
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie